Загадка сублимации (Часть 1)
Психоаналитические концепции
Аннотация
Сублимация, одна из четырех судеб влечений (по З. Фрейду), представляет собой, как известно, процесс трансформации либидо и перенаправления его на новую, не сексуальную, а социально приемлемую, социально значимую цель. В этом смысле сублимация функционирует и как психологическая защита. Описывая сублимацию сначала в контексте примыкания частичных влечений, а затем – в контексте нарциссической проблематики («случай» Леонардо), З. Фрейд оставляет возможность для дальнейшего исследования превращения либидо, отмечая, что однажды психоанализ, вероятно, сможет объяснить этот процесс так же подробно, как было изучено вытеснение. До той же поры особая предрасположенность к художественному творчеству, страсть к научному исследованию и плодотворное стремление к высоким этическим идеалам остается загадкой с парадоксальным свойством: ясности психической механики, экономики сублимации и туманности ее причин и целей. В этой статье, не претендуя на нахождение всех ответов, мы попытаемся разыскать «корневую систему» сублимации не как термина, но как «флюида», кочующего из одной среды в другую и приживающегося в самых различных областях человеческого знания и делания. Может быть, загадка просто необходима сублимации, как сну – «пупок» (центр, «пуповина»)? В первой части статьи речь пойдет о генезисе понятия «сублимация» в психоанализе и о формах сублимации в иных средах: мифологической, философской, культуральной. Таким образом мы проследим витиеватую филогенетическую линию происхождения сублимации как психического феномена.