«История входит в дверь»: значение работ Ф. Давуан и Ж.-М. Годийера для исследования воплощенного опыта и межпоколенческой травмы

Французский психоанализ

  • Валери Уолкердайн
  • Айна Олсволдб
  • Моника Рудбергс
Ключевые слова: травма, психоз, история, воплощение, социальные исследования, Давуан и Годийер

Аннотация

Работа французских психоаналитиков Франсуазы Давуан и Жана-Макса Годийера направлена на понимание того, как большие исторические травмы, связанные с войной, оживают в потомках, часто через несколько поколений, в опыте, который они не могут понять и который выливается в психоз. Давуан и Годийер разработали уникальный клинический метод, с помощью которого они вместе с пациентом исследуют то, что они называют недостающим «социальным звеном», звеном, разорванным в предыдущем поколении личным или семейным опытом экстремальной ситуации. Их работа, основанная на историческом переосмыслении и расширении подхода Лакана, перекликается с психосоциальными исследованиями в социальных науках и имеет для них большое значение. В этой статье мы показываем, как разработали метод интервьюирования женщин, которые были серийными мигрантками. На примере их историй мы также объясняем, как обращали внимание на сложные проявления в материале воплощенного опыта (embodied experience), связанного с историей рабства, колонизации, бедности и миграции. Наша цель состояла в том, чтобы предложить способ работы с межпоколенческой травмой, который бы не патологизировал, но все же признавал передачу страданий и дистресса, ее сложные пути, повороты и изменения между поколениями. При этом мы стремились обеспечить такой способ работы, который радикально отвергает любой раскол между психическим/личным и социальным/историческим.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Валери Уолкердайн

Валери Уолкердайн – заслуженный профессор-исследователь в Школе социальных наук Кардиффского университета. На протяжении многих лет она занимается исследованиями гендера, класса и субъективности. Ее последняя книга – «Гендер, работа и сообщество после деиндустриализации: Психосоциальный подход к аффекту» (Palgrave Macmillan, совместно с Луисом Хименесом). В настоящее время она является стипендиатом программы Leverhulme Trust Major Research Fellowship «Корни и пути», исследуя передачу информации от поколения к поколению и «развитие». Она также художница, специализирующаяся на инсталляциях и перформансах.

Айна Олсволдб

Айна Олсволдб (Норвегия) – доктор философии, старший клинический психолог, прошедшая подготовку в области детской и подростковой психоаналитической психотерапии. В течение многих лет она является преподавателем детской и подростковой психоаналитической психотерапии в Центре психического здоровья детей и подростков Восточной и Южной Норвегии (R.BUP) и в Норвежской ассоциации психоаналитической психотерапии с детьми и подростками (NFPPBU).

Моника Рудбергс

Моника Рудбергс – профессор кафедры педагогических исследований Университета Осло, в течение нескольких лет занимается исследованиями молодежи и гендера. Ее последний проект «Гендер во времени – исследование трех поколений женщин и мужчин» (совместно с Харриет Бьеррум Нильсен) отражен в нескольких статьях и книгах, как на норвежском, так и на английском языках.

Опубликован
2023-10-27
Как цитировать
УолкердайнВ., ОлсволдбА., & РудбергсМ. (2023). «История входит в дверь»: значение работ Ф. Давуан и Ж.-М. Годийера для исследования воплощенного опыта и межпоколенческой травмы. Журнал клинического и прикладного психоанализа, 4(3), 23-50. извлечено от https://psychoanalysis-journal.hse.ru/article/view/18230