Психоаналитические аспекты формирования бизнес-партнерств

Психоанализ бизнеса

  • Елизавета Вячеславовна Колесник
  • Дарья Александровна Коробкина
  • Евгения Михайловна Офёркина
  • Мария Геннадьевна Ситковская
  • Евгения Геннадьевна Цимбалюк
Ключевые слова: бессознательная фантазия, бизнес-партнерство, разделяемая фантазия, первофантазм, стадия развития пар, контрперенос, тандем

Аннотация

Большая часть российских предпринимателей ведет бизнес в партнерстве. Это объяснимо, ведь с экономической точки зрения существует множество преимуществ: расширение возможностей привлечения ресурсов, совместные усилия для достижения бизнес-целей, распределение рисков.

Помимо чисто деловых аспектов в системе бизнес-партнерств скрыты сложные психологические и эмоциональные механизмы, влияющие на их психодинамику. Эти механизмы влияют на принятие решений, эффективность руководства и качество взаимоотношений. Многие бизнес-партнерства сталкиваются с конфликтами и распадаются.

Период пандемии дал начало терапии пар бизнес-партнеров в Кремниевой долине. В России также усилился запрос на улучшение взаимодействия в бизнес-партнерствах. В ответ на этот запрос Школа управления «Сколково» запустила программу «Тандемократия», а юристы развивают формат партнерских сессий, где бизнес-партнеры договариваются о формальных и неформальных условиях совместного ведения бизнеса.

Мы предположили, что на формирование и динамику бизнес-партнерства оказывают влияние бессознательные фантазии партнеров, и решили проверить эту гипотезу с помощью серии исследовательских коучинговых сессий.
К сожалению, на данный момент существует критически мало психоаналитической литературы, посвященной бизнес-партнерствам. В связи с этим подход, выбранный для проведения исследования, основывался на психоаналитических теориях и методиках, применяемых в семейной терапии, которые уже были протестированы при терапии пар бизнес-партнеров на Западе.

Эти методики были синтезированы во фреймворк, протестированный на 13 парах бизнес-партнеров, а также была проведена психоаналитическая интерпретация. В результате сформирован подход, на базе которого в будущем может быть разработан новый метод в работе с предпринимательскими парами.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Елизавета Вячеславовна Колесник

Колесник Елизавета Вячеславовна – психолог, психоаналитически ориентированный консультант.

Дарья Александровна Коробкина

Коробкина Дарья Александровна – психолог, психоаналитически ориентированный консультант.

Евгения Михайловна Офёркина

Офёркина Евгения Михайловна – психолог, психоаналитически ориентированный консультант.

Мария Геннадьевна Ситковская

Ситковская Мария Геннадьевна – психолог, психоаналитически ориентированный консультант.

Евгения Геннадьевна Цимбалюк

Цимбалюк Евгения Геннадьевна – психолог, психоаналитически ориентированный консультант.

Опубликован
2025-06-30
Как цитировать
КолесникЕ. В., КоробкинаД. А., ОфёркинаЕ. М., СитковскаяМ. Г., & ЦимбалюкЕ. Г. (2025). Психоаналитические аспекты формирования бизнес-партнерств. Журнал клинического и прикладного психоанализа, 6(2), 133-150. извлечено от https://psychoanalysis-journal.hse.ru/article/view/27504