Ненависть в диаде «мать – дочь»

Ключевые психоаналитические концепции

  • Евгения Сергеевна Зелинская
Ключевые слова: амбивалентность, женское, идентичность, развитие женщины, мать и дочь, сепарация, инцестуозность, Ракамье, материнство, женская сексуальность, Жаклин Шаффер, зависть, ненависть, конфликт амбивалентности, симбиоз, нарциссическое соблазнение, нарциссический объект, фетиш, расщепление, отрицание, всемогущество, женское наслаждение, инцест, первичное горе

Аннотация

Известно, что, с точки зрения психоанализа, материнская функция играет главенствующую роль в становлении психического фундамента и развитии всей психической жизни человека. Однако, как нам кажется, именно в паре мать – дочь материнская функция приобретает свои особенные черты, отличающие материнско-дочернюю диаду от прочих генеалогических пар. Причина этому не только в единой половой принадлежности матери и дочери, но также в самом физиологическом аспекте вынашивания и родов, бессознательных проективных и идентициональных конфликтах, нарциссических злоупотреблениях со стороны матери, а также трудностях, связанных с процессом сепарации дочери и обретением ею собственной идентичности. К. Эльячефф говорит об «угнетенном чувстве самости дочери» (Эльячефф, 2008) только лишь потому, что у нее есть мать, выдвигая таким образом на первый план идентициональную проблематику, однако тут же отмечает, что именно этой проблематике уделяется не так много внимания даже в пространстве психоанализа. Дочери действительно оказываются в более уязвимом положении, чем сыновья, по отношению как к матери, так и отцу – несмотря на одинаковый пол, диада «отец – сын» изначально разделена материнским телом, и только «мать – единственная из трех сторон треугольника Эдипа, кто имеет плотскую связь как с отцом ребенка, так и с ребенком» (Грин, 2007).

Говоря об актуальности темы данной статьи, стоит также упомянуть социально-культурные факторы. В современном обществе можно наблюдать, как особая форма близости между матерью и дочерью становится идеалом материнско-дочерних отношений. «Мама – моя лучшая подружка», «От мамы у меня никаких секретов нет», – такие слова нередко можно слышать от молодых женщин, для которых близость с матерью – выражение их совместного личностного достижения, предмет гордости. Совместный шопинг, отпуска и фотосессии нередко откровенного характера – явление не только нормальное, но и модное, однако будто бы не замечается обратная сторона этой материнско-дочерней близости: размывание границ между поколениями и инцестуозный аспект отношений. В обществе много внимания уделяется вопросу инцестных отношений между отцом и дочерью, а также более редким, но имеющим место быть случаям инцеста между матерью и сыном, однако почти никто не говорит об инцестуозных отношениях между матерью и дочерью. В то же время именно эта генологическая пара более других подвержена «платоническому инцесту» (Наури, 1999) – менее очевидной, но, вероятно, не менее пагубной форме инцеста между родителем и ребенком. Видоизменяется также роль третьего – отца, присутствие которого необходимо для адекватных отношений матери с ребенком любого пола, однако именно пара мать – дочь в большей степени подвержена смешению идентичностей при отсутствии разделяющего третьего. Нравственные и социокультуральные изменения в обществе, ослабление института брака, прогресс в области репродуктивных технологий приводят к тому, что женщина нередко не только одна воспитывает ребенка, но и зачинает его, вообще не имея сексуальных отношений (например, с помощью ЭКО). Все это дает почву для размышлений о материнских партеногенетических фантазиях и материнском всемогуществе, которое в диаде «мать – дочь» приобретает наиболее архаичные и деструктивные формы.

Не каждая женщина становится матерью, однако у каждой женщины есть или была мать. То, какая это была мать и какими были отношения с ней, накладывает отпечаток на всю будущую жизнь и идентичность женщины, обнажая массивные бессознательные процессы, связанные с инцестуозной, идентициональной, сепарационной проблематикой, которая нередко осложняет путь женщины к обретению собственной идентичности, материнству, взрослой сексуальности.

В данной статье предпринята попытка осмысления материнско-дочерних отношений с точки зрения вышеозвученных конфликтов в связке с чувством ненависти, которое неизбежно их сопровождает.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Евгения Сергеевна Зелинская

Зелинская Евгения Сергеевна – психолог (НИУ ВШЭ), психоаналитически ориентированный психотерапевт.

Опубликован
2023-10-27
Как цитировать
ЗелинскаяЕ. С. (2023). Ненависть в диаде «мать – дочь». Журнал клинического и прикладного психоанализа, 4(3), 75-95. извлечено от https://psychoanalysis-journal.hse.ru/article/view/18233