Травма и символизация Эдварда Мунка. Искусство и психоанализ
Психоанализ живописи
Аннотация
В данной статье рассматриваются эволюция понятия «травма» с психоаналитической точки зрения и психическая переработка последствий травмы с помощью живописи на примере жизни и работы норвежца Эдварда Мунка. Ранний травматический опыт норвежского художника находит свое место в его искусстве и видении мира. Искусство позволяет «психически перерабатывать» последствия болезненных детских переживаний. Репрезентации детской травмы посредством живописи – это возможность придать этим событиям «фигурабельность» (образность, изобразимость) и осмысленное представление травматического опыта. Таким образом, визуальное искусство как работа символизации и психическая работа является своего рода защитным барьером против развязывания влечений и деструктивности. На примере известной картины Эдварда Мунка «Крик», которая несет в себе мотив повторения, показана способность художника к выбору позитивной судьбы для своего травматического опыта, где «повторение похожего» принимает форму «механизма отработки» и направлено на постепенное устранение сверхсильного напряжения травматического происхождения.