«Кто-то должен умереть»: делегированное (само)убийство как решение депрессивного психоза в фильме Ларса фон Триера «Антихрист»
Психоанализ кино
Аннотация
В данной статье рассмотрены механизмы формирования феноменов делегированного самоубийства и, как мы это назвали, делегированного убийства как способов психически справиться с непереносимыми аффектами депрессии психотического уровня. В целях наглядной демонстрации данных психических решений мы проводим анализ художественного фильма «Антихрист» сценариста и режиссера Ларса фон Триера, представленного им в 2009 году. Делегированное самоубийство и делегированное убийство – это решения, представляющие собой выход из психотического уровня депрессии и реализуемые с помощью работы механизма проективной идентификации, в том числе с участием защитного механизма расщепления Я на «хороший» и «деструктивный» объекты. Если суицид представляет собой меланхолическое решение, поскольку является актингом, отреагированием, поведенческим путем, свойственным пограничным личностям, то в случае психоза мы говорим о категории психоневрозов, особенностью которых является попытка решения внутрипсихических конфликтов путем психической проработки, ментализации. С помощью делегированного убийства или самоубийства достигается удовлетворение потребности в наказании, а аффект вины связывается. Делегированное самоубийство представляет собой акт, в котором индивид посредством проективной идентификации и проекции вынуждает другого человека, объект, совершить самоубийство, проецируя в него свои садистические и саморазрушительные чувства, – эти процессы также будут проиллюстрированы на примере фильма «Антихрист». Делегированное убийство представляет собой акт, посредством которого, благодаря действию проективной идентификации и индукции бреда, субъект вынуждает объект, другого, убить его (т. е. субъект), предварительно спроецировав в объект хрупкий «хороший» внутренний объект (хрупкую мать), который необходимо защищать от собственной деструктивности. Иными словами, субъект спасает хороший внутренний объект от собственных деструктивных импульсов и ужасающей ненависти ценой собственной жизни. Порой это решение провоцируется выходом из-под контроля собственных садистических чувств субъекта и достигается за счет того, что объект ставится перед выбором: либо он будет убит, либо он должен убить. Говоря прямо: «Если ты не убьешь меня, я убью тебя».