Беспомощность и всемогущество в жизни и творчестве Оноре де Бальзака
ПСИХОАНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА
Аннотация
В статье «Беспомощность и всемогущество в жизни и творчестве Оноре де Бальзака» с психоаналитической точки зрения рассмотрены биография и автобиографические романы писателя: «Шагреневая кожа», «Луи Ламбер» и «Фачино Кане». Исследование направлено на осмысление жизни писателя, в которой почти все устремления были подчинены грандиозным планам и в то же время ощущению беспомощности и ничтожности. Исследуется гипотеза о том, что недостаточное отражение первичных потребностей Бальзака в детстве привело его к идентификации со всемогущей матерью и сильной амбивалентной связи с ней. Судьбы и влечения знаменитых «жителей» «Человеческой комедии», Рафаэля де Валантена и Луи Ламбера, раскрывают живое бессознательное самого сочинителя, стремившегося к идеальной жизни и идеальной женщине (матери). Материнское имаго сравнивается с той самой шагреневой кожей, которая ведет отсчет дням Бальзака. Анализ генограммы приводит исследователя к пониманию его роли в семье – роли замещающего ребенка, ищущего замещающую мать.
Оноре де Бальзак жил в другую эпоху, которой были свойственны другие нравы. Тем не менее его жизненный и творческий путь стал предметом размышления многих биографов, кинематографистов и журналистов, являющихся нашими современниками. Это говорит об актуальности и созвучности сегодняшнему дню проблем, отраженных в его творчестве. Психоаналитики также неоднократно обращали свой взор на литературное творчество писателя, находя различные проявления его идентичности в вымышленных и фантазийных героях.
С точки зрения практической значимости статья может быть полезна психоаналитическим психотерапевтам, которые сталкиваются в своей работе с трудностями понимания феноменов беспомощности и всемогущества. Это первая из двух статьей, посвященных жизни и творчеству писателя. Во второй статье автор исследует вопрос, кто такая «бальзаковская женщина».