Психодинамический подход к организационному развитию
Психоаналитическое исследование организаций
Аннотация
Несмотря на повышение внимания экономической и управленческой теории к теме эмоций и влияния эмоций на поведение индивида в организации и экономике в целом, роль эмоций как фактора, вмешивающегося в рациональность, остается скорее недооцененной, а попытки вписать эмоции в парадигму управления сводятся к желанию контроля, управления и устранения и, в целом, минимизации «человеческого фактора».
Данная статья рассматривает ключевые концепции психодинамического подхода к пониманию организационной действительности, где организация представляется психосоциальной системой. В рамках такого подхода проясняются и обретают смысл и значение иррациональные феномены в динамике организационного поведения, которые не могут быть иначе расшифрованы и изменены.
Организации как психосоциальные системы неизбежно провоцируют тревогу у членов организации, но одновременно и предлагают способы справиться с ней (организационные защитные механизмы), которые часто институализируются в форме организационной структуры, норм и практик, и культуры. Таким образом, эти ключевые переменные управленческих усилий предстают не только как объекты управления, но и как симптомы организации как эмоциональной системы. Без расшифровки значения этих симптомов их действенное и эффективное изменение затрудняется и принимает форму одинарной петли обучения. Рефлексивная способность руководителя и организации становится ключевым фактором для организационного развития в формате двойной и тройной петли обучения.