Школа в психоанализе – избранный факт или сверхценная идея?
Современные психоаналитические школы
Аннотация
В данной статье я хотел бы рассмотреть значение такого явления, как «научная школа» в психоаналитическом мышлении и обучении. Я предполагаю, что влияние школы может быть как позитивным – и тогда мы вправе говорить о ней как о некоем «концептуальном контейнере», помогающем нам в осуществлении аналитической «альфа-функции», т.е. в осмыслении клинического опыта взаимодействия с пациентом и в обретении новых знаний о человеческой психике, – так и негативным, – и тогда мы сталкиваемся с разнообразными формами «фетишизации» школьных теорий, превращением их в сверхценные идеологии, ищущие все новых подтверждений своей истинности и всесилия. В своих размышлениях я буду опираться на собственный опыт попыток «школьного обучения» в рамках программы кляйнианских семинаров, проводившихся в Украине при поддержке Мелани Кляйн Траста в течение последних 17 лет (Garvey). С другой стороны, я постараюсь учитывать современные психоаналитические дискуссии вокруг проблемы сравнения и диалога различных психоаналитических школ и традиций. В последней части статьи я приведу несколько «критических» и «клинических» примеров, иллюстрирующих довольно типичные, на мой взгляд, позитивные и негативные аспекты «школьности» в психоанализе, встречающиеся как в психоаналитических исследованиях, так и в клинической практике.