Этичное потребление как индикатор и ресурс трансформации гражданского общества в России

  • Марина Шабанова
Ключевые слова: этичное (ответственное, сознательное) потребление, гражданское общество, индивидуализированные коллективные действия, НКО, социальная солидарность, моральная ответственность, устойчивое развитие

Аннотация

1В статье обосновывается теоретическое представление и тестируются гипотезы о связи между этичным потреблением как новой сферой гражданского общества (ГО) и его традиционной сферой (формальные и неформальные структуры вне сферы потребления). По результатам двух репрезентативных исследований (2020 г., 2022 г., декабрь, N = 2000 в каждом) впервые представлены данные о включении россиян в широкий спектр практик этичного потребления на разных рынках и стадиях обращения с благами (приобретение, использование, избавление). Установлено, что разные практики востребованы в неодинаковой мере, однако основная часть россиян их уже использует, так что без учёта этого многоаспектного феномена представление о современном ГО, его функциях и ресурсах перестаёт быть полным. На основе выявления степени пересечения состава участников разных практик обнаружена высокая фрагментарность («рассогласованность») феномена как в рамках отдельных видов, так и между ними. Это ослабляет вклад этичного потребления в продвижение устойчивого развития, в то время как его вклад в развитие ГО в любом случае положителен. Показано, что становление этичного потребления сигнализирует о развитии российского ГО как вглубь (за счёт обретения ещё одной сферы проявления гражданственности теми, кто уже включён в традиционные гражданские структуры — формальные и неформальные), так и вширь (за счёт притока в ГО новых участников, ранее социально пассивных). С помощью регрессионного анализа определены связи между отдельными факторами и вероятностями включения россиян в разные виды этичного потребления, вскрыты слабые звенья в развитии этих последних. Делается вывод о том, что расширенное воспроизводство этичного потребления требует реализации дифференцированных воздействий со стороны ключевых заинтересованных сторон (НКО, власть, бизнес) в отношении разных категорий этичных потребителей, разных стадий и видов этичного потребления, что повысило бы вклад этого феномена в развитие ГО в России.

Биография автора

Марина Шабанова

Доктор социологических наук, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Адрес: 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д. 20.

Опубликован
2025-04-01
Как цитировать
ШабановаМ. (2025). Этичное потребление как индикатор и ресурс трансформации гражданского общества в России. Экономическая социология, 26(2), 14-52. извлечено от https://psychoanalysis-journal.hse.ru/index.php/ecsoc/article/view/27240
Раздел
Новые тексты